Основы функционального программирования

Недетерминированные процессы


Есть мнение, что однозначное решение задачи в виде четкого алгоритма над хорошо организованными структурами и упорядоченными данными — результат аккуратной, тщательной работы, пытливого и вдумчивого изучения класса задач и требований к их решению.

Эффективные и надежные программы в таких случаях — естественное вознаграждение.

Но в ряде случаев природа задач требует свободного выбора одного из вариантов — выбор произвольного элемента множества, вероятности события при отсутствии известных закономерностей, псевдо-случайные изменения в игровых обстановках и сценариях, поиск первого подходящего адреса для размещения блока данных в памяти, лингвистический анализ при переводе документации и художественных текстов и т.д. При отсутствии предпочтений все допустимые варианты равноправны, и технология их отладки и обработки должна обеспечивать формально равные шансы вычисления таких вариантов. (Похожая проблема характерна для организации обслуживания в сетях и выполнения заданий операционными системами. Все узлы и задания сети должны быть потенциально достижимы, если нет формального запрета на оперирование ими.)

Представление вариантов в чем-то подобно определению ветвлений, но без предикатов, управляющих выбором ветви. В некоторых языках, например, учебно-игрового характера, можно указать вероятность выбора варианта. В языках логического и генетического программирования считают возможным прямой перебор вариантов, сопоставляемых с образцами, и организацию возвратов при неудачном варианте.

В отличие от множества элементов, набор вариантов не требует одновременного существования всех составляющих. Поэтому и программирование вариантов можно освободить от необходимости формулировать все варианты сразу. В логическом программировании можно продумывать варианты отношений между образцами формул постепенно, накапливая реально встречающиеся сочетания, как и методы обработки классов объектов в ООП. Содержательно такой процесс похож и на уточнение набора обработчиков прерываний на уровне оборудования.
Кроме основной программы, выполняющей целевую обработку данных, отлаживается коллекция диагностических реакций и процедур продолжения счета для разного рода неожиданных событий, препятствующих получению результата программы.

Обычно понятие алгоритма и программы связывают с детерминированными процессами.

Но эти понятия не очень усложняются, если допустить недетерминизм, ограниченый конечным числом

вариантов , так что в каждый момент времени из них существует только один вариант.

По смыслу выбор варианта похож на выбор произвольного элемента множества.

{ a | b | c } = э { a, b, c }

Чтобы такое понятие промоделировать обычными функциональными средствами, нужны дополнительные примитивы. Например, чтобы определить выбор произвольного элемента из списка L, можно представить рекурсивное выражение вида:

(любой L) = {( car L) | (любой (cdr L)) }

Если варианты в таком выражении рассматривать как равноправные компоненты, то не ясно, как предотвратить преждевременный выбор пустого списка при непустом перечне вариантов.

Чтобы решить эту задачу, вводится специальная форма ESC (ТУПИК), действие которой заключается в том, что она как бы "старается" по возможности не исполняться. Иными словами, при выборе вариантов предпочитаются варианты, не приводящие к исполнению формы ESC. (Такая же проблема возникает при обработке пустых цепочек в грамматиках. Аналогичным образом эта проблема решена при моделировании процессов интерпретированными сетями Петри [17] — соглашением о приоритете раскрашенных переходов в сравнении с пустыми.)

Уточненное таким образом определение выбора произвольного элемента списка можно представить формулой вида:

(любой L) = { (car L) | (любой (cdr L)) | (if (nl L) ESC) }

В какой-то момент L становится пустым списком, и его разбор оказывается невозможным. Тогда действует ESC.

Следует иметь в виду, что варианты не образуют иерархии. Их аксиоматика подобна так называемой упрощенной теории множеств. Принципиальная особенность — совпадение предикатов принадлежности и включения.

Другие построения, характерные для теории множеств: { x | P(X) } — множество элементов, обладающих свойством P.

Определение вида

(F x) = {(if (P ( car L )) (cons ( car L) (F ( cdr L))) ) | (if (nl L) esc) }

недостаточно, т.к. порождаемые варианты элементов, удовлетворяющих заданому свойству, существуют в разные моменты времени и могут не существовать одновременно. Чтобы иметь все

варианты одновременно, требуется еще один примитив ALL, обеспечивающий накопление всех реально осуществимых вариантов.

(F x) = (ALL {(if (P ( car L )) (cons ( car L) (F ( cdr L)) ) ) | (if (nl L) esc) } )


Содержание раздела