Условный оператор



5.4.2. Условный оператор

Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор - это средство ветвления вычислительного процесса.

Структура условного оператора имеет следующий вид:

if <условие> then <оператор1> else <оператор2>;

где if/ then/ else - зарезервированные слова (если, то, иначе);

<условие> - произвольное выражение логического типа;

<оператор1>, <оператор2> - любые операторы языка Object Pascal.

Условный оператор работает по следующему алгоритму. Вначале вычисляется условное выражение <условие>. Если результат есть True (истина), то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается; если результат есть False (ложь), наоборот, <оператор1> пропускается, а выполняется <оператор2>. Например:

var

X, Y, Max: Integer;

begin .

if X > Max then

Y := Max else

Y := X;

….

end;



При выполнении этого фрагмента переменная y получит значение переменной х, если только это значение не превышает мах, в противном случае y станет равно мах.

Условными называются выражения, имеющие одно из двух возможных значений: истина или ложь. Такие выражения чаще всего получаются при сравнении переменных с помощью операций отношения =, <>, >, >=, <, <=. Сложные логические выражения составляются с использованием логических операций and (логическое И), or (логическое ИЛИ) и not (логическое НЕ). Например:

if (а > b) and (b <> 0) then ...

Примечание
Примечание

В отличие от других языков программирования в Object Pascal приоритет операций отношения меньше, чем у логинеёкйх" операции, по этому отдельные составные части сложного логического вьфажёния 5 заключаются в скобки. Например, такая запись предыдущего оператора будет неверной:

if a>b and b <> 0 then ...// Ошибка так как фактически (с учетом приоритета операции) компилятор будет транслировать такую строку:

if a>(b and b)<>0 then...

Часть else <оператор2> условного оператора может быть опущена. Тогда при значении True условного выражения выполняется <оператор1>, в противном случае этот оператор пропускается:

var

X, Y, Max: Integer;

begin

if X > Мах then Мах := X;

Y := X;

end;

В этом примере переменная y всегда будет иметь значение переменной х, а в мах запоминается максимальное значение X.

Поскольку любой из операторов <оператор1> и <оператор2> может быть любого типа, в том числе и условным, а в то же время не каждый из “вложенных” условных операторов может иметь часть else <оператор2>, то возникает неоднозначность трактовки условий. Эта неоднозначность в Object Pascal решается следующим образом:

любая встретившаяся часть else соответствует ближайшей к ней сверху по тексту программы части then условного оператора. Например:

var

a,b,c,d : Integer;

begin a := 1;

b := 2;

с := 3;

d := 4;

if a < b then // Да

if с < d then // Да

if с < 0 then // Нет

с := 0 // Этот оператор не выполняется

else

а : = b; // а равно 2

if а < b then // Да

if с < d then // Да

if с < 0 then // Нет

с := 0 // с равно 0

else // if с < О

else //if с < d

else // If a < b

а := b; // Этот оператор не выполняется

end;

Учебная программа INTTEST

Игра “Угадай число”: программа случайным образом выбирает целое число в диапазоне О... 1000 и запоминает его. Пользователь пытается угадать его и вводит свое число. Сравнив ввод с запомненным числом, программа сообщает - больше, меньше или равно введенное число запомненному. Ввод продолжается до угадывания, после чего программа предлагает сыграть еще раз.

Поскольку пользователь вводит только числа, изменим форму fmExample: как и в предыдущей программе intmult вместо компонента edinput типа TEdit поместим на форму одноименный компонент типа TMaskEdit. Выберите опцию File | New | Application, щелкните по компоненту edinput и удалите его с помощью клавиши Delete, затем поместите на его место компонент MaskEdit (страница Additional), назовите его edInput (свойство Name) и в его свойство

EditMask поместите строку

0999;1;

В секцию private описания класса fmExampie поместите объявление целочисленного поля х:

private

{ Private declarations }

X: Integer;

Для обработчика события OnActivate формы fmExampie Напишите такой код:

procedure TfmExample.For.gif" >




Содержание раздела